Современная естественнонаучная картина мира

Материалы » Основы естествознания » Современная естественнонаучная картина мира

Научная картина мира. Понятие «научная картина мира» активно используется в естествознании и философии с конца 20 века. Специальный анализ его содержания стал проводиться более или менее систематически с 60-х годов 20 века, но до сих пор понимание его не достигнуто. Вероятно, это связано с размытостью, неопределенностью самого понятия, занимающего промежуточное положение между философским и естественнонаучным уровнями обобщения. Результаты познания окружающего мира отражаются и закрепляются в сознании человека в виде знаний, умений, навыков, типов поведения и общения.

Совокупность результатов познавательной деятельности человека образует определенную модель, или картину мира. В истории человечества было создано и существовало большое количество разнообразных картин мира, каждая из которых отличалась своим видением мира и специфическим его объяснением. Однако самое широкое и полное представление о мире дает научная картина мира, которая включает в себя важнейшие достижения науки. Она представляет собой целостную систему представлений об общих свойствах, сферах, уровнях и закономерностях реальной действительности. Это особая форма систематизации знаний, качественное обобщение и мировоззренческий синтез различных научных теорий. Научная картина мира существует как сложная структура, включающая в себя в качестве составных частей общенаучную картину мира и картины мира отдельных наук (физическая, биологическая, геологическая и т. п.).

Последние в свою очередь включают в себя соответствующие многочисленные концепции — определенные способы понимания и трактовки каких-либо предметов, явлений и процессов объективного мира, существующие в каждой науке. В мировоззренческом и методологическом отношении научные картины мира выполняют функции связующего звена между философией и отдельными науками, специальными научными теориями. Научная картина мира включает в себя важнейшие достижения науки, создающие определенное понимание мира и места человека в нем. В нее не входят более частные сведения о свойствах различных природных систем, о деталях самого познавательного процесса.

При этом научная картина мира не является совокупностью общих знаний, она представляет целостную систему представлений об общих свойствах, сферах, уровнях и закономерностях природы. Научная картина мира в отличие от строгих теорий обладает необходимой наглядностью, характеризуется наличием абстрактно-теоретических знаний и образов, создаваемых с помощью моделей. Таким образом, научная картина мира – это особая форма систематизации знаний, преимущественно качественное обобщение и мировоззренческо-методологический синтез различных научных теорий.

Основой современной научной картины мира являются фундаментальные знания, полученные, прежде всего, в области физики Понятие научной картины мира является одним из основополагающих в естествознании. На протяжении своей истории оно прошло несколько этапов развития и формирования научных картин мира по мере доминирования какой-либо отдельной науки или отрасли наук, опирающейся на новую теоретическую, методологическую и другие системы взглядов, принятых в качестве основания решения научных задач. Подобная система научных взглядов и установок, разделяемая преобладающим большинством ученых, называется научной парадигмой.

Научная картина мира формируется на основе достижений естественных, общественных и гуманитарных наук. Но фундаментом этой картины, бесспорно, является естествознание. Значение естествознания для формирования научной картины мира настолько велико, что нередко научную картину миру сводят к естественнонаучной картине мира, содержание которой составляют картины мира отдельных естественных наук.

Естественнонаучная картина мира представляет собой систематизированное и достоверное знание о природе, исторически сформировавшееся в ходе развития естествознания. В эту картину мира входят знания, полученные из всех естественных наук, их фундаментальных идей и теорий. В то же время история науки свидетельствует, что большую часть содержания естествознания составляют преимущественно физические знания.


Популярные статьи:

Лебедь-шипун
ЛЕБЕДЬ-ШИПУН (Cygnus olor) несколько крупнее кликуна, вес его колеблется от 8 до 13 кг. В отличие от кликуна при плавании он часто изгибает шею в виде буквы S, а клюв и голову держит наклонно к воде. Шея у шипуна более толстая, ...

Собственные исследования. Материал и методы исследования
Сбор материалов проходил в течение 11 лет работы охотоведом, старшим охотоведом Мазановского района, трёх лет работы государственным инспектором Управления федеральной службы Россельхознадзора по Амурской области. Материалом для исследова ...

Проведение пероксидазной реакции
Для проведения пероксидазной реакции используется коньюгат, состоящий из фермента, связанного со стрептавидином. Этот коньюгат образует очень прочный комплекс биотин-стрептавидин, который используется как связующий мостик между образовавш ...