Развитие взглядов на происхождение человека
Страница 2

Материалы » Основы антропологии » Развитие взглядов на происхождение человека

Концепции африканского происхождения противопоставляется концепция мультирегионального происхождения, предполагающая, что наш предковый вид Homo erectus превратился в Homo sapiens в различных точках земного шара независимо.

Homo erectus появился в Африке около 1,8 млн лет назад. Он изготавливал каменные орудия, найденные палеонтологами, и, возможно, более совершенные орудия из бамбука. Однако от бамбука через миллионы лет не остается следов. За несколько сотен тысяч лет Homo erectus распространился сначала по среднему Востоку, затем в Европу и до Тихого океана.

Самый близкий родственник человека был открыт в 1856 г. в местечке Неадерталь возле Дюссельдорфа. Рабочие, нашедшие пещеру со странными черепами и большими костями, решили, что это останки пещерного медведя, и даже не предполагали, какие жаркие споры вызовет их находка. Эти кости, а также кости, найденные позже на севере Англии, на востоке Узбекистана и на юге Израиля, были останками предка человека, получившего название неандерталец, – примитивный человек, живший от 200 000 до 27 000 лет назад. Неандерталец делал примитивные орудия, раскрашивал тело узорами, имел религиозные представления и похоронные ритуалы.

Предполагается, что неандерталец эволюционировал из Homo erectus в Европе и вымер, не способный конкурировать с пришедшим из Африки Homo sapiens. Причиной вымирания могла быть и слишком высокая специализация – неандертальцы были приспособлены к жизни в условиях ледниковой Европы. При изменении условий такая специализация обернулась для них бедой.

Проблема происхождения человека представляет большой научный интерес и вызывает жаркие споры среди ученых. Существует пять основных концепций происхождения человека: креационизм, космическая, биологическая, трудовая и мутационная концепции. Социальные факторы антропогенеза (трудовая деятельность, общественный образ жизни, речь и мышление) приобрели большое значение в эволюции человека, что позволяет говорить об антропосоциогенезе. Это означает, что становление социальной формы движения не отменило действия биологических законов, а лишь изменило их проявление. Сравнивая человека и животных, мы можем говорить как о сходствах, так и о различиях. К основным сходствам можно отнести одинаковый внешний состав, строение и поведение, наличие у человека рудиментов и атавизмов. Самым же главным отличием можно считать понятийное мышление, речь, труд. Современные биологи и антропологи полагают, что процесс биологической эволюции человека как вида, т.е. его видообразования, прекратился со времени появления homo sapiens. Значит, эволюция на своременном этапе связана с социальной стороной, следовательно, будущее человека зависит от состояния нашей культуры и образования.

Происхождение человека Ответ на вопрос о том, как появился и формировался человек, иными словами, как шел антропогенез, был предметом ожесточенных дискуссий на протяжении веков и тысячелетий. Изучением процесса антропогенеза занимается антропология - общее учение о происхождении и эволюции человека, образовании человеческих рас и вариациях физического строения человека. С точки зрения естествознания необходимо, прежде всего, решать вопрос о происхождении и эволюции вида Homo sapiens, в определении его места в животном мире, выявлении его родства с другими приматами, а также выяснения отличий человека от них. В настоящее время на эти вопросы пытаются дать ответы пять основных концепций о происхождении человека: 1. Креационизм - человек сотворен Богом или мировым разумом. 2. Биологическая концепция - человек произошел от общих с обезьянами предков путем накопления биологических изменений. 3. Трудовая концепция - в появлении человека решающую роль сыграл труд, превративший обезьяноподобных предков в людей. 4. Мутационная концепция - приматы превратились в человека вследствие мутаций и иных аномалий в природе. 5. Космическая концепция - человек как потомок или творение инопланетян, в силу каких-то причин попавших на Землю. Креационизм в антропогенезе Эта концепция возникла исторически первой, так как религия появилась задолго до науки, и первые ответы на вопросы о происхождении и сущности человека были даны именно религией. В зависимости от уровня развития религии можно выделить несколько вариантов ответов на этот вопрос. Так, у бесписьменных народов, обычно обладающих развитыми тотемистическими мифами, рассказывается о том, как тотемный предок (обычно это или растение, или животное, или какой-то неодушевленный предмет), превратился в первого человека и дал начало их роду. например, у австралийцев, считающих себя потомками ящерицы, говорится, как их тотемный предок пришел с севера, и нашел там самозародившиеся беспомощные человеческие зародыши со склеенными пальцами и зубами, закрытыми ушами и глазами. Он каменным ножом отделил эти зародыши друг от друга, открыл им глаза и уши, научил добывать огонь, готовить пищу и т.д. В языческих религиях, основанных на вере во множество богов, олицетворяющих силы природы, человек считается творением этих богов. Так, древние шумеры считали, что первые люди были созданы богами из глины, чтобы те служили им. Иногда люди могли быть прямыми потомками богов. Например, древние греки возводили родословную многих своих героев к олимпийским богам, чаще всего к Зевсу. В монотеистических религиях, таких как христианство или ислам, существует лишь единый Бог, который считается творцом мира и человека. Так, в Библии, священной книге христиан, рассказывается, что на 6ой день творения Бог сотворил человека по образу и подобию своему, чтобы тот владел всей Землей. Он сделал Адама из праха земного и вдохнул в него дыхание жизни. Затем из ребра Адама он создал Еву. Коран рассказывает о том, как Аллах создал человека из эссенции глины, превратил ее в каплю, создал из нее сгусток крови, затем кусок мяса и кости. После этого он облек кости мясом и вырастил человека в другом творении. Подобные утверждения могут быть лишь предметом веры, но не научного доказательства. Тем более, что был обнаружен ряд фактов, не укладывающихся в религиозную картину мира. Среди них - обнаружение останков живых существ, имеющих сходство с человеком, но не являющихся людьми. Поэтому с момента возникновения науки ученые начали искать другие объяснения происхождению человека. Космическая концепция По степени доказательства эта точка зрения стоит ближе всего к концепции креационизма. Возникла она в 60е годы 20 в. под влиянием успехов космонавтики и растущей популярности научно-фантастической литературы. Сторонники этой концепции исходят из того, что человек на Земле появился в результате вмешательства инопланетян. Это могло быть либо осуществление заранее намеченной цели - распространение разума на подходящих планетах, либо результатом несчастного случая - аварии космического корабля инопланетян, заставившего их остаться на Земле, и их последующего одичания. Наиболее подробна космическая концепция была изложена Э. Фон Дэникеном в книге "Воспоминания о будущем" По его мнению, несколько млн. лет назад посланцы внеземной цивилизации посетили нашу планету и, руководясь своими целями, внесли изменения в генетический аппарат гоминид, вызвав, таким образом, появление человека. Позже они еще несколько раз посещали нашу планету, чтобы проконтролировать и помочь своим питомцам. Для доказательства этой точки зрения в книге приводится множество свидетельств палеоконтактов. Биологическая концепция Предпосылки, которые привели к формированию этой концепции, появились в эпоху Великих географических открытий, сделавших доступным для наблюдений и исследований практически весь мир. Начиная с 15 в., в мире господствовало мнение, что народы отличаются по уровню своего развития, потому что такими их создал Бог. но сначала 19в. в естествознание начинает проникать идея всеобщей связи и развития, которая в антропологии трансформировалась как представление о развитии человека, о том, что народы могут находиться на разных ступенях общественного прогресса. основная заслуга в этом принадлежит Тайлору, который в сер. 19в. разработал основные положения классического эволюционизма - теории, утверждающей единство человеческого рода, развивающегося по единым законам. Тогда же было высказано предположение, что разные народы движутся с разной скоростью, но путь, который им предстоит пройти, один. Параллельно с этими исследованиями появились и первые научные представления о происхождении человека, являющегося результатом животного мира Земли. Впервые эти идеи были высказаны К.Линнеем, который в своей "Системе природы" отнес человека к животному миру, отвел ему место рядом с человекообразными обезьянами. Во 2ой половине 18в. Ж. Бюффон и П. Кампер показали глубокое сходство в строении основных органов человека и животных, особенно высших обезьян, заложив основы научной приматологии. К 19в. в науке сложилось теоретические предпосылки появления теории антропосоциогенеза. Важнейшей из них стало проникновение идей эволюционизма в биологию. Решающий, подлинно революционный шаг был сделан Ч.Дарвином, который в 1871г. опубликовал свою книгу "Происхождение человека и половой отбор". В ней на громадном фактическом материале Дарвин обосновал два важных положения: - человек произошел от животных предков; - человек состоит в родстве с современными человекообразными обезьянами. Так возникла симиальная (обезьянья) концепция антропогенеза, согласно которой человек и современные антропоиды произошли от общего предка, жившего в отдаленную геологическую эпоху и представлявшего собой ископаемое африканское обезьяноподобное существо. Во 2ой половине 20 в. с помощью биохимии, физиологии, иммунологии и генетики удалось получить и другие доказательства родства человека с животным миром нашей планеты. Прямым доказательством родства человека и обезьян стали останки ископаемых существ - как общих предков человека и обезьян, так и промежуточных форм между обезьяньим предком и современным человеком. По последним данным, появление высших обезьян, давших начало обезьяньим предкам человека, произошло около 20 млн. лет назад. Судя по всему, в то время существовало около 20-30 видов антропоидов. Большинство из них вымерло, а переход к человеку осуществил лишь один вид. Итак, древнейший предок человека и высших обезьян - рамапитек, живущий на территории от Индии до Африки. Рамапитек -- останки ископаемой крупной обезьяны, по строению зубов оказавшейся промежуточной между современными человекообразными обезьянами и человеком. Жил около 14--8 млн. лет назад. Австралопитеки

Страницы: 1 2 3 4


Популярные статьи:

Загрузка геля. Ширина белковых полос
Очевидно, что распределение близко идущих зон белков будет тем успешнее, чем тоньше сами эти зоны. Поэтому при электрофорезе следует заботиться об уменьшении толщины белковых зон. Это накладывает ограничение на допустимую загрузку каждого ...

Несостоятельность расизма
Расселение популяций неоантропов в Европу, Азию и Австралию, по Берингийскому мосту на Американский континент, их дальнейшая изоляция, привели к морфологическим адаптациям, приспособлениям к раз-личным климатическим условиям. Сформировали ...

Главное – это умение общаться
Уотсон считает ключевым умением способность общаться. Он уверен, что овладение навыками общения нередко помогает преуспеть больше, чем преуспевают другие люди. "Сплетни играют огромную роль и среди ученых. А если вы не в курсе послед ...