Современные научные гипотезы

За последние сто лет в разных местах земного шара были обнаружены сотни останков ископаемых людей, стоявших на разных ступенях развития. Вопрос о прародине человека, т. е. той части земного шара, где имел место начальный период антропогенеза, решался в зависимости от находок останков австралопитеков, палеантропов и архантропов. Этот вопрос и сейчас вряд ли можно считать окончательно решенным, так как наука постоянно развивается и каждый год можно ожидать принципиально новых открытий. В науке рассматривались в основном два центра происхождения человека: азиатский (Юго-Восточная Азия) и африканский, причем до открытий в Африке предпочтение отдавалось азиатской прародине человека. В современной науке центральное место отводится «африканской» теории.

Гипотезу африканской прародины современного человека в своем варианте поддержали генетики. Американский исследователь А. Уилсон, совместно с коллегами из Калифорнийского университета, предложил гипотезу так называемой "Африканской Евы": все современное человечество, по мнению этого автора, произошло от одной женщины, жившей в Африке, южнее Сахары, примерно 100-200 тыс. лет назад. Этот вывод базируется на анализе мирового распределения типов митохондриальной ДНК. Предполагается, что Ноmo Sapiens из африканского центра расселился затем по всей ойкумене, вытесняя все другие группы гоминид (без метисации). Эта гипотеза основана на серьезных статистических расчетах и, хотя в настоящее время достаточно резко критикуется, является несомненным вкладом в обоснование моноцентристской теории генезиса современных рас.

Однако у этой гипотезы есть "слабое" место, постулируемое А. Уилсоном, как "вытеснение без метисации". Но вряд ли можно представить себе существование каких-то непроницаемых внешних барьеров, которые могли бы предотвратить смешение людей при их контактах в периоды их активных миграций. Кроме того, как отмечалось выше, палеоантропологические материалы свидетельствуют скорее в пользу метисации на самых различных уровнях эволюции гоминид.

Вариабельность признаков двух эволюционных стадий (Ноmo erectus и Ноmo sapiens) наводит на мысль об отсутствии таксономической, а следовательно, и биологической обособленности разных групп гоминид. Так что идея объединения всех представителей рода Ноmo в один вид представляется вполне разумной. Таким образом, судя по всему, имела место "сетевидная эволюция" как нечто присущее роду Ноmo, как следствие особенностей его бытия и развития. Поэтому гипотеза "Африканской Евы" представляется слишком односторонней, ибо она не учитывает связей и взаимоотношений внутри многообразного, быстро развивающегося конгломерата групп, каким во все времена было человечество.

В настоящее время в связи с ажиотажем вокруг НЛО в моду вошли версии о происхождении человека от представителей внеземных цивилизаций, посещавших Землю, или даже от скрещивания космических пришельцев с обезьянами.

Однако так или иначе с 19 века в науке господствует, вытекающая из теории эволюции Дарвина, концепция происхождения человека от высокоразвитых предков современных обезьян. В 20 веке она получила генетическое подтверждение, поскольку из всех животных по генетическому аппарату ближе всего к человеку оказались шимпанзе.

Дарвин утверждал, что движущая сила биологической эволюции - борьба за существование и естественный отбор в ней наиболее приспособленных и сильнейших. В основе его предположения лежит идея, что кажущаяся целесообразность, гармоничность, даже красота живой природы порождены игрою случая, а правила этой игры ограничены лишь безличными и слепыми законами природы. Поскольку человек, очевидно, имеет много общего с другими живыми существами, то вполне логичным было и следующее соображение Дарвина: причина появления "венца творения" - человека - тоже лишь совпадение ряда случайностей. Эти идеи господствуют в биологии и антропологии и по сей день.


Популярные статьи:

Время появления сапиенса
"Существуют суждения о трех возможных уровнях выделения линии сапиенса: раннем, среднем и позднем (с. 97). Более распространено мнение о средне или ранневерхнеплейстоценовом времени появления линии сапиенса. В качестве вероятного пр ...

Суточная и сезонная активность
Если косуль не беспокоить, то они пасутся большую часть светового времени (зимой) и отдыхают в середине дня, обычно с 10 до 15 часов. В случаях, если велик фактор беспокойства, они находятся весь день в чаще, выходя на кромки околков лишь ...

Антропосоциология, социальный дарвинизм и их реакционная сущность
Расизм становится системой, пытающейся объяснить основные закономерности общественной жизни, исходя из антропологических фактов. Вырастает так называемая антропосоциология, которая сводит проблему развития общества к конкуренции различных ...