Типология высшей нервной деятельности

В разные периоды развития общества по-разному решались оздоровительные, воспитательные, образовательные задачи в отношении подрастающего поколения, но всё же прямо или косвенно затрагивалась проблема работоспособности организма ребёнка.

Стремление поддержать высокую работоспособность ребёнка, охранить его от чрезмерного утомления возникло, видимо, с началом систематического обучения детей (в России – в X-XI веках). (М.В.Антропова, 1968г.).

В древних рукописях упоминаются отдельные элементарные правила гигиены воспитания и обучения – необходимость закаливания и дневного сна, значение пищи, питья, сна и покоя.

Основные положения по гигиене воспитания и обучения впервые были сформулированы в законодательном акте – «Духовном регламенте». Здесь указывается на необходимость преподавать предметы в сокращении, давая основы предмета, чтобы не перегружать и не утомлять учащихся.

Начиная с середины XIX века, ряд врачей, физиологов и педагогов в России и во многих других странах посвящают свои работы изучению режима дня учащихся, их учебной нагрузки, состояния здоровья и динамики работоспособности: Нестеров В.Г. (1882 г.); Быстров Н.И. (1886г.) – врач, профессор; Беляев А.В. (1887 г.); Яковлева А.А. (1889г.) – врач-психиатр.

Они выявили различные отклонения в состоянии здоровья учащихся, вызванные большой учебной нагрузкой (нервные расстройства, головная боль и др.).

Большинство работ, посвященных изучению работоспособности учащихся под влиянием умственной деятельности, проводились в то время с использованием одной из частных методик исследования: эргографии, эстезиометрии, дозирования работы – подсчета букв, написания диктантов, записи частоты дыхания и пульса, определения кровяного давления. Однако уже тогда многие авторы указывали на то, что изучение состояния организма с применением только одной методики не дает полной картины работоспособности детей. Не учитывались возрастные психологические особенности детей, факторы внешней среды, режим дня, не уделялось внимание отбору детей по состоянию здоровья, физическому развитию, успеваемости.

С крупнейшими открытиями И.М.Сеченова, И.П.Павлова, Н.Е.Введенского и А.Д.Ухтомского стало возможным не только иначе вести исследования, но и давать им иную трактовку. Знания основных законов высшей нервной деятельности вообще и типологических особенностей высшей нервной деятельности ребенка на разных возрастных этапах, в частности, дает возможность правильно подходить к разработке педагогического процесса, толкования фактических результатов наблюдений детей и экспериментов.

«Темперамент» (от латинского tempetramentum – надлежащее соотношение частей) – характеристика индивида со стороны динамических особенностей психической деятельности, то есть темпа, ритма, интенсивности отдельных психических процессов и состояний. В структуре темперамента можно выделить три главных компонента: общую активность индивида, его двигательные проявления и эмоциональность.

Общая психическая активность характеризует «динамические» особенности личности, ее тенденции к самовыражению, эффективному освоению и преобразованию внешней действительности. Степени активности распределяются от вялости, инертности и т.д., до предельной энергичности, стремительности действий.

Двигательный или моторный компонент определяется его значением как средства, с помощью которого актуализируется внутренняя динамика психических состояний.

Среди динамических качеств двигательного компонента следует выделить быстроту, силу, резкость, ритм, амплитуду и ряд других признаков мышечного движения (часть из них относится к речевой моторике).

Эмоциональность характеризует особенности возникновения, протекания и прекращения разнообразных чувств, эффектов и настроений. Основные моменты «эмоциональности» – впечатлительность, импульсивность, эмоциональная лабильность.

Впечатлительность выражает степень эффективной восприимчивости субъекта, импульсивность – быстроту, с которой эмоция становится побудительной силой поступка и действий, эмоциональная лабильность – скорость, с которой данное эмоциональное состояние прекращается или сменяется другим.


Популярные статьи:

Мозгоспецифическая экспрессия генов
Так же как и во всех дифференцированных клетках и тканях организма, в нейронах и глиальных клетках мозга "работает" лишь часть генов. Это, с одной стороны, гены, ответственные за продукцию белков, необходимых для обеспечения мет ...

Виды сокращений
У скелетной мышцы выделяют одиночное сокращение и суммированное сокращение, или тетанус. Одиночное сокращение - это сокращение, которое возникает на одиночный стимул, достаточный для вызова возбуждения мышцы. После короткого скрытого пери ...

Ис­то­рии гео­сфер­ных обо­ло­чек Зем­ли
Ис­то­рии эво­лю­ции гео­сфер­ных обо­ло­чек Зем­ли со­пря­же­ны друг с дру­гом, но ка­ж­дая из этих ис­то­рий име­ет свои весь­ма свое­об­раз­ные эта­пы. ИС­ТО­РИЯ ЯД­РА ЗЕМ­ЛИ Фор­ми­ро­ва­ние яд­ра Зем­ли на­ча­лось при­мер­но 4,6 10 ...