Развитие естествознания в эпоху античности и средневековья
Страница 3

Материалы » Естественнонаучная и гуманитарная культуры » Развитие естествознания в эпоху античности и средневековья

С начала развития же нашей эры в развитии науки начинается упадок. Этот упадок объясняется все убыстряющимся разложением рабовладельческого общества, которое сопровождалось большими потрясениями. Вместе с разложением рабовладельческого строя в Европе разлагаются и гибнут античная культура и наука. В противоположность Европе государства арабов и среднеазиатских народов в VIII-XII вв. переживали период культурного подъема. Народы этих государств как бы продолжили науку древних и обогатили ее новыми достижениями. На арабский язык были переведены сочинения древних философов и ученых: Аристотели. Архимеда, Евклида, Птолемея и т.д. Ученые Средней Азии и арабских стран развили античную наук> и особенно математику и философию. Им принадлежит также заслуга в развитии экспериментальных исследований

Крупнейшим философом на востоке был Ибн-Сина, известный в Европе пол именем Авиценна (980-1037). Ибн-Сина написал ряд сочинений по философии, в которых развивал учение Аристотеля, усилив нем материалистические стороны. Ибн-Сина был также крупным математиком, естествоиспытателем и врачом Его сочинение "Медицинский канон" вплоть до XIV в. служило основным пособием при изучении медицины в Европе. Самым крупным астрономом Востока был Улугбек (1394-1449), внук хана Тимура. Улугбек построил в Самарканде обсерваторию. Ему принадлежит звездный каталог, составленный с необычайной хм того времени точностью; этот каталог в течение долгого времени являлся образцом. В области механики целый ряд арабских ученых интересовался вопросами, связанными с равновесием рычага и, говоря современным языком, пытаясь усовершенствовать доказательства Архимеда. Исследования равновесия рычага особенно часто связывалось у них с теорией весов, что имело определенное практическое значение.

Примерно с XIII в. наука арабских и среднеазиатских народов начинает терять свою ведущую роль и приходит в упадок, что связывают с монгольским нашествием и позднее - с завоеванием восточных арабских государств турками. Представления о природе в целом ряде вопросов вернулись к представлениям догреческой философии. Землю представляли плоской, покрытой хрустальным небесным сводом. Грубое суеверие и мракобесие процветали в Западной Европе и только примерно к XII в. наметились позитивные изменения.

Христианское учение, соединенное с приспособленной к его догмам и выхолощенной философией Аристотеля, явилось в средние века господствующим философским направлением и получило название схоластики (от лат. schola - школа). Таким образом, схоластика определяется как религиозно-идеалистическая философия. Для этого этапа было характерно упрощение натурфилософии Аристотеля, приспособление ее к христианскому учению в качестве официальной религиозной философии. Схоластика была оторвана от реальной действительности, занятие естествознанием рассматривалось как пустое дело. Все, что противоречило учениям церкви и Аристотелю, преследовалось инквизицией. В период схоластики наука не продвигалась вперед в области познания природы, однако в этот период были накоплены практические знания и эмпирический естественнонаучный материал, которые требовали научного обобщения.

Замечательнейшим философом XIII в. был английский ученый Роджер Бэкон (1214-1292), резко разошедшийся со схоластикой и провозгласивший в своих сочинениях важнейшие естественнонаучные принципы, легшие затем в основу естествознания, и выступивший с программой реформ науки, предлагая строить ее на основе математических доказательств и экспериментов.

Страницы: 1 2 3 4


Популярные статьи:

Борьба за существование
Искусственный отбор, т. е. сохранение особей с, полезными признаками для размножения и устранение всех остальных проводит человек, ставящий перед собой определенные задачи. Признаки, накапливаемые при искусственном отборе, полезны для че ...

Основные результаты
1. Рассмотрены основные методы регулирования интенсивности рыболовства. Показаны недостатки этих методов и возможные пути совершенствования. 2. Приведены особенности определения оптимальной интенсивности вылова и селективности лова с при ...

Изучение вторичной структуры тайтина и белков его семейства до и после образования амилоидных фибрилл
В работах по изучению образования амилоидных фибрилл белками in vitro используется длительная икубация и условия, несовместимые с условиями in vivo (денатурирующие вещества, низкие значения рН, высокие температуры, добавление ряда веществ ...