Проблемы происхождения человека (антропогенез)
Страница 1

Материалы » Основы антропологии » Проблемы происхождения человека (антропогенез)

Происхождение человека или антропогенез.

Родиной европейской науки является древняя Греция. Возраст науки насчитывает 2000 лет и 12 тысяч научных дисциплин.

Антропология (от греч. Antropos (антрос) — человек, и logos (логос) — разум, знание) — наука о происхождении и эволюции человека. Термин введен Аристотелем.

Предмет включает в себя всезнание от анатомии до истории. Особенно длительная связь у антропологии отмечается с психологией и медициной.

Сам предмет имеет 2-а специфических метода: антропометрия и антропоскопия. Также широко используются смежные науки: физика, физиология, биология, генетика, медицина и ряд других наук.

Антропология состоит из 2-х разделов:

1 раздел: палеоантропология – антропология ископаемых форм;

2 раздел: антропология живых современных форм.

Первый раздел палеоантропология состоит их 4-х частей:

1) происхождение приматов;

2) происхождение человека - антропогенез;

3) происхождение человеческих рас – расогенез;

4) наука о болезнях ископаемого человека – палеопатология.

Второй раздел антропология живых современных форм состоит из 7-ми частей:

1) соматология (от греч. soma, родительный падеж somatos — тело и логия);

2) физическая антропология;

3) анатомическая антропология;

4) этническая антропология;

5) антропогенетика;

6) дерматоглифика (от греч. Derma (дерма), род. падеж dermatos кожа и glypho (глифика) вырезаю, гравирую, узор);

7) прикладная антропология.

Организм человека имеет много общих признаков, как с позвоночными, так и с млекопитающими. Например, позвоночник, 7 шейных позвонков, 2-е пары конечностей, замкнутая кровеносная система (2-а круга кровообращения: большой и малый круги), левая дуга аорты, 4-х камерное сердце, безъядерные эритроциты, волосяной покров, постоянная t тела, легочное дыхание, наличие диафрагмы, нервной системы, органов чувств и др.

Особенно велико сходство с приматами.

Научная классификация человека: по критериям зоологической систематики вид Homo sapiens (Человек разумный) относится к царству животных (Animalia), типу хордовых (Chordata), классу млекопитающих (Mammalia), отряду приматов (Primates), семейству гоминид (Hominidae), вид разумный.

Впервые человека выделил из животных в отдельный ряд Карл Линней в 1758 году.

На латыни Homo sapiens (хомо сапиенс) - человек думающий (человек разумный).

Современная классификация отряда приматов включает около 200 видов, которые группируются в 50 родов.

Основные особенности приматов:

1. пятипалая хватательная конечность;

2. замена когтей – ногтями;

3. способность к вращательным движениям в локтевом суставе – супинация (ладонь кверху, ладонь вниз);

4. значительный объем движения плечом;

5. значительный размер головного мозга.

В среднем у современного человека мозг весит в кубических сантиметрах 1,5 кг. (1 кубический сантиметр = 1 грамму). Чем больше серого вещества (нейронов), тем умнее человек, а белое вещество – это проводящие пути. Левое полушарие отвечает за логику и интеллект, а правое полушарие – за гуманитарию.

Высшее положение в отряде приматов занимает семейство гоминоидов, которое объединяет человека и человекообразных обезьян (гиббоны и крупные человекообразные обезьяны – орангутанг, гориллы, шимпанзе).

Человек является высшей ступенью эволюционного развития на Земле, общественным существом, отличительной чертой которого является – сознание.

Сознание сформировалось на основе общественно-трудовой деятельности.

Родиной человечества (метом, где появился человек), считается Африка. Т.к. установлено большое сходство с обезьянами: шимпанзе и горилла по молекулярным, биохимическим и биологическим параметрам. Например:

- по биохимии крови: группы А, В, О;

- по системе: ММ; по системе: РН (резус-фактор);

- по ферментам: изомилаза, плацентарная, щелочная фосфатаза;

- по строению гемоглобина;

- по составу аминокислот и строению ДНК.

Все это доказывает, что человек произошел от обезьян.

Самые древние, достоверные представители рода человеческого известны примерно 2-2,5 мл. лет тому назад. А появился человек современного вида 40-50 тысяч лет назад.

В результате кладогенеза (расщепление) возникло 3 линии гоминид.

Гоминизация – это процесс очеловечивания обезьяны, начало которому положило формирование первых специфических человеческих особенностей, а завершением было возникновение человека современного типа, человека разумного. Соматология (от греч. soma, родительный падеж somatos — тело и логия), отрасль морфологии человека, Соматология (от греч. soma, родительный падеж somatos — тело и логия), отрасль морфологии человека, Соматология (от греч. soma, родительный падеж somatos — тело и логия), отрасль морфологии человека, Это комплексный феномен, включающий развитие прямохождения, увеличение головного мозга, адаптацию (приспособление) к трудовой деятельности руки, изменение зубочелюстного аппарата (строение зубной системы), формирование членораздельной речи, мышления, сознания, интеллекта, перестройки онтогенеза, развитие социальной организации, материальной культуры и т.д. Все эти морфологические признаки в той или иной степени отражают и изменения в поведении. То есть трудовая деятельность, явившись решающим фактором гоменизации, входит в морфологический критерий гоминид опосредованно, через "отпечаток" её в анатомических структурах.

Страницы: 1 2


Популярные статьи:

Распространение флавоноидов в растениях
Флавоноиды широко распространены в растительном мире. Особенно богаты флавоноидами высшие растения, относящиеся к семействам розоцветных (различные виды боярышников, черноплодная рябина), бобовых (софора японская, стальник полевой, солодк ...

Трансформация растений при переходе из водной среды в воздушную и "стирание" гена
Сходство между модификациями, происходящими в химических веществах и в живых организмах, становится еще более очевидным при внимательном анализе изменений, которые претерпевают растения при выходе из воды на сушу. У многих видов растений ...

Здоровьесберегающие технологии и современная система образования. Представление о здоровьесберегающих образовательных технологиях
В условиях, когда образование стало всеобщим, а профессия учителя массовой, надеяться на индивидуальное мастерство педагога становится всё труднее. Поэтому в настоящее время педагоги и методисты ведут активные поиски дидактических средств ...