Учебная нагрузка и работоспособность

Охрана здоровья детей требует строгого нормирования различных видов их деятельности и правильной организации режима суток. Это не значит, однако, что школьники вообще не должны утомляться. Наоборот, до определённого предела напряжение функциональных систем, временное снижение полноценности функции – утомление – необходимо. Без этого не будет совершенствования функциональных систем, становления нового уровня регулирования, долговременной адаптации учащихся к умственной и физическим нагрузкам.

Важно оградить учащихся от чрезмерного утомления, рационально организовать учебные занятия, повысить двигательную активность и обеспечить эффективный отдых.

Исследования, выполненные М.В.Антроповой по нормированию учебной деятельности учащихся, преимущественно – продолжительности самостоятельных учебных занятий по подготовке домашних заданий, показали, что в условиях организации работы, отдыха и питания учащихся, отвечающих требованиям гигиены, наиболее эффективная продолжительность подготовки уроков составляет у учащихся 6-7 классов 2,5 часа. Вместе с тем, 150 минут активной работы с учётом времени перерывов (всего18 минут), являются и предельно допустимой продолжительностью работы, ибо после её завершения у учащихся регистрировались признаки острого утомления: нарастание произвольных перерывов, падение остроты зрения и электрической чувствительности, низкая умственная работоспособность.

Установленные нормативы получили своё подтверждение при физиолого-гигиенической оценке организации обучения и учебной нагрузки школьников в условиях перехода школы на новое содержание образования.

Колебания работоспособности в течение учебных занятий – её спады, а затем подъёмы – связаны с рядом причин. Среди них важную роль играют чередование уроков по степени сложности предмета, использование активных методов преподавания и технических средств обучения, и т.п. На 5-м уроке у младших школьников и 6-м уроке у старших школьников работоспособность снижена на 50% по сравнению с 1-2 уроками, поэтому уроки труда, физической культуры, музыки, изобразительного искусства как наиболее лёгкие следует проводить последними.

Изменение уровней показателей умственной работоспособности зависит и от количества уроков, что отчётливо выражено в каждый из периодов учебного года.

При шести и даже пяти уроках в конце самоподготовки уровень показателей оказывается на 18-22% ниже, чем при четырёх уроках. Скорость работы оставалась относительно высокой до конца самоподготовки при 4 уроках и уменьшалась при 6 уроках.

Подъёмы и спады показателей от часа к часу занятий в разные периоды учебного года демонстрировали перестройки в функциональном состоянии физиологических систем.


Популярные статьи:

Системные уровни организации материи
Целостность природы Системность природы Существование систем – как результат взаимодействий их компонентов Аддитивные свойства систем (аддитивность) (это свойства систем, равные сумме свойств элементов) Интегративные свойства систем ( ...

Практическое значение
Лисица – относительно крупный хищник и число ее врагов сравнительно невелико. Это волк, рысь, орлы и орланы. Болеют туляремией, бешенством, паритифом, пастереллезом, листереллезом, чумкой, реже сибирской язвой. Из эндопаразитов отмечены 2 ...

Внешнее описание, суточная активность, социальное поведение
Самая маленькая из куриных птиц нашей фауны, размерами чуть больше дрозда, с равномерной пёстрой окраской, в которой преобладает серовато-песочный цвет. Половой диморфизм в окраске почти не выражен, ведёт исключительно наземный образ жизн ...