Возрастные особенности ВНД младших школьников
Страница 1

Материалы » Здоровье подростков и здоровьесберегающие технологии в школе » Возрастные особенности ВНД младших школьников

В 1954 году русский физиолог Н.И.Красногорский предложил классификацию типов ВНД у детей, в которой учтены взаимоотношения сигнальных систем и взаимодействие коры с подкоркой. Эта классификация в настоящее время является наиболее полной и включает четыре типа.

Сангвинический тип – оптимально возбудимый, уравновешенный, быстрый. Характеризуется быстрым образованием условных рефлексов, которые легко угасают и легко восстанавливаются. Возбуждение и торможение легко сменяются. Речь быстрая, громкая, отчётливая, с правильными ударениями и интонациями, с богатым запасом слов, выразительной мимикой.

Флегматический тип – сильный, оптимально возбудимый, уравновешенный, медленный. Условные рефлексы образуются быстро и прочно, имеются прочные тормозные реакции. Дети легко приспосабливаются к силе условного раздражителя, примерно ведут себя, хорошо учатся. Речь правильная, с достаточным словарным запасом, без резко выраженных эмоций, жестикуляции, мимики. При трудных заданиях повышают свою активность, стараются их выполнить.

Холерический тип – сильный, повышенно возбудимый, безудержный, неуравновешенный. Характеризуется сильной подкорковой деятельностью, которая не всегда в полной мере регулируется корой. Условные связи образуются медленнее, чем у первых двух типов. Дети учатся удовлетворительно, но тяжело приспосабливаются к требованиям школы. Они высоко эмоциональны, возбудимы и вспыльчивы, им свойственны «взрывы» необоснованных реакций, сопровождающихся избыточной подвижностью. Речь развивается нормально, но бывает нервная, с колеблющимися интонациями.

Меланхолический тип – слабый, пониженно возбудимый, уравновешенный, отличается общей пониженной возбудимостью коры и подкорки, сравнительно низкой деятельностью сигнальных систем. У таких детей медленно образуются условные рефлексы, они быстро утомляются и впадают в тормозное состояние. Речь слабая, тихая, бедна словами. У детей данного типа легко развиваются невротические реакции и неврозы.

Тип ВНД во многом определяется врождёнными свойствами нервной системы, но не является совершенно незыблемым. Павлов, изучая особенности типологических свойств нервной системы, пришёл к выводу, что необходимо различать генотип (наследственную основу ВНД или темперамент) и фенотип – сплав наследственных и приобретённых черт ВНД, что и составляет характер.

Любой ребёнок в процессе развития совершает эволюцию от холерического, художественного (по И.П. Павлову) темперамента к уравновешенному мыслительному. Тем не менее, существуют дети явно возбудимые и явно заторможенные, энергичные и пассивные, самоуверенные и робкие, выносливые и утомлённые.

На протяжении школьного периода организм ребёнка претерпевает множество перемен в физическом плане, в ЦНС. Для каждого возрастного периода характерны отличительные особенности, знание которых необходимы педагогам, родителям, самим учащимся.

Возрастной интервал от 6,5 до 10 лет объединяет школьников начальной школы. Этот период протекает с сокращением скорости роста в длину (лишь на 2-3 см в год), появлением избыточного веса, происходит снижение интенсивности обменных процессов, частоты сокращения сердца и дыхания в покое, возрастает величина ударного объёма сердца и резервных объёмов дыхания, завершается определённый этап формирования двигательного качества – ловкости, хотя, с другой стороны, они ещё далеко не достигают максимальных показателей быстроты (частоты повторений) в простейших движениях, их абсолютная и относительная сила сравнительно невелика. Физиологические функции стремительно развиваются, но во многом отличаются от окончательного, взрослого уровня. Объём выполняемой работы до появления признаков утомления составляет 40 кДж, а у взрослого в 40 раз больше. У них высоки ежедневные энергозатраты, остаётся недостаточно зрелой система регулирующих механизмов организма (нервных и эндокринных). Любое напряжение организма в этот период всегда связано с активной перестройкой работы чуть ли не всех органов и систем, и цена адаптации к изменению внешних условий особенно велика. В период от 6-7 до 9-10 лет изменяются структура и функции мозга, его адаптационные возможности.

Страницы: 1 2


Популярные статьи:

Размножение
Азалию размножают полуодревесне­вшими черенками, которые получают с апреля по сен­тябрь или в январе с расте­ний разного возраста (до двух лет) во время прищи­пок, которые проводят для формирования куста. Специальные многолетние маточ­ник ...

Классификация
В категорию НП включают обычно малые и средние по размеру пептиды — от 2 до 50-60 аминокислотных остатков. Более крупные пептиды, в число которых входит ряд гормонов, некоторые факторы роста клеток и ряд других факторов, содержат, как пра ...

Введение в метод электрофореза
Представим себе два емких сосуда, соединенных между собой тонкой и длинной стеклянной трубочкой, наподобие буквы Н. Пусть сосуды и трубочка заполнены слабым раствором поваренной соли. В сосуды опустим электроды — проволочки, соединенные с ...