Способы построения естественнонаучной теории. Зарождение эмпирического научного знания

Материалы » Естественнонаучная и гуманитарная культуры » Способы построения естественнонаучной теории. Зарождение эмпирического научного знания

Уже первобытный человек в борьбе с природой, добывая себе пищу, одежду, жилище, защищаясь от диких зверей, постепенно накапливал знания о природе, о ее явлениях, о свойствах материальных вещей, окружавших его. Но знания первобытного человека еще не представляли науки, не были систематизированы, не были объединены какой-либо теорией. Будучи связанными с производственной деятельностью человека, с добыванием средств к существованию, эти средства являлись его непосредственным практическим опытом.

В процессе усложнения и разделения первоначально недифференцированного труда, развития ирригационного земледелия, строительства храмов и пирамид, возникновения письменности появилась необходимость и вместе с тем возможность перехода от познания, непосредственно включенного в материальный труд, к специальной познавательной деятельности, направленной на сбор информации, ее проверку, накопление и сохранение, а также передачу знаний от поколении к поколению. Такая деятельность и одновременно ее результат и стала называться наукой. Произошло это в III—II тысячелетии до н.э. Первыми профессионально заниматься наукой стали жрецы.

В Египте, Вавилоне, Индии, Китае отдельные науки (особенно астрономия и математика) достигли высоких ступеней развития. Древние вавилоняне имели значительные достижения в арифметике, алгебре, геометрии и астрономии. Одно из выдающихся достижений египтян - введение солнечного календаря. Египтянами раньше других была определена продолжительность года - 365,25 дней. Египтяне установили значение числа пи; точную формулу для вычисления объема усеченной пирамиды с квадратным основанием, площадей треугольника, прямоугольника, трапеции, круга. В Египте же возникло и химическое ремесло. На Востоке - в Индии и Китае - также была известна практическая химия. В Китае изобрели порох и крашение. В Персии были известны металлургия, гончарное дело.

Однако первоначально науки были сугубо опытными, эмпирическими и прикладными как по содержанию знания, так и по способу его получения и обоснования. Математические и другие правила и приемы наблюдения, измерения и расчетов были довольно сложными и логически не связанными между собой, они годились лишь для отдельных случаев, так как не основывались на более простых и общих положениях.


Популярные статьи:

Суточная и сезонная активность
Если косуль не беспокоить, то они пасутся большую часть светового времени (зимой) и отдыхают в середине дня, обычно с 10 до 15 часов. В случаях, если велик фактор беспокойства, они находятся весь день в чаще, выходя на кромки околков лишь ...

Современные концепции развития геосфер
Раз­ра­бот­ка не­клас­си­че­ской кон­цеп­ции гло­баль­ной эво­лю­ции Зем­ли по­зво­ли­ла с но­вых по­зи­ций пред­ста­вить раз­ви­тие гео­сфер­ных обо­ло­чек. Речь от­нюдь не идет о кон­ста­та­ции фак­тов, они ин­тер­пре­ти­ру­ют­ся в прин ...

Рациональная организация общего режима дня школьников
Проблема перегрузки тесно связана с нарушениями в организации общего режима для учащихся. В режиме дня учащихся 1-х классов должно быть предусмотрено: · полноценный ночной сон (не менее 10 часов); · активный отдых (прогулка) на воздухе ...