Взаимодействие естественных наук. Научный методСтраница 1
Развитие научного метода долгое время было привилегией философии, которая и сейчас продолжает играть определенную роль в разработке методологических проблем. В XX в. методологические средства становятся более дифференцированными и в конкретном виде вырабатываются самой наукой. Оставляя в стороне общие принципы научного познания (принцип причинности, материалистический подход к рассмотрению природы, признание практики как критерия истины, принцип относительности знания) и формы научного познания (проблемы, гипотезы, теории, идеи, принципы, категории и законы), рассмотрим методы научного исследования. В научном исследовании выделяются эмпирический и теоретический уровни исследования и организации знания. На эмпирическом уровне используют главным образом методы, опирающиеся на чувственно-наглядные приемы и способы познания, к которым относят наблюдения, эксперимент и измерения:
• наблюдение — преднамеренное и целенаправленное восприятие предметов и явлений, обусловленное поставленной задачей; наблюдения являются первоначальным источником информации, основными требованиями наблюдения являются систематичность, контролируемость и тщательность. Научные наблюдения проводятся для сбора фактов, укрепляющих или опровергающих ту или иную гипотезу, выступающих основой для определенных теоретических обобщений. В наблюдении всегда сохраняется полная зависимость наблюдателя от изучаемого процесса, явления, его неучастие в процессе. Наблюдатель не может изменять объект, регулировать само протекание процесса, управлять им и контролировать его;
• эксперимент - метод познания, при помощи которого в контролируемых и управляемых условиях исследуются явления действительности. Эксперимент отличается от наблюдения активным характером, преобразующим воздействием на объект изучения. Эксперимент специально ставится так, чтобы можно было наблюдать процессы и явления в условиях, меньше всего подверженных воздействию посторонних факторов. Научный эксперимент как одна из форм практики выполняет функцию критерия истинности научного познания;
• измерение — это процесс сравнения какой—либо величины с эталоном, единицей измерения.
Различают прямые и косвенные процедуры измерения. К косвенным относятся, например, измерения длин и длительностей объектов и процессов, которые удалены от нас или непосредственно не воспринимаются. Измерения не являются особым эмпирическим методом, а составляют необходимое дополнение любого серьезного научного наблюдения и эксперимента.
Теоретический уровень научного знания предполагает открытие законов, дающих возможность идеализированного описания и объяснения эмпирических ситуаций, т.е. осознания сущности явлений. На теоретическом уровне исследования выделяют следующие методы: аналогию, моделирование, идеализацию, интуицию, доказательство:
• аналогия - это прием познания, при котором на основании сходства объектов по одним признакам заключают об их сходстве и по другим признакам. Тот факт, что сходные в одном отношении объекты сходны и в некоторых других отношениях, лежит в основе не только аналогии как особого познавательного приема, но и метода моделирования;
Популярные статьи:
Биосфера
Понятие о биосфере (совокупность живых организмов на Земле вместе со средой обитания)
Вещество: живое, косное (неживое вещество), биокосное (формируется в результате взамиодействия живого и неживого вещества, например, почва, озерная вод ...
Реакционная способность веществ
Химический процесс
Тепловые эффекты процессов (экзо-, эндотермические) (экзотермические – это реакции, протекающие с выделением тепла)
Понятие о химической кинетике (наука о закономерностях химических процессов)
Факторы, влияющие на ре ...
Жизнь после школы
После школы он поступил в колледж при Чикагском университете, где заинтересовался орнитологией. По окончании колледжа в 1947 г. со степенью бакалавра зоологии стал студентом Университета Индианы. Именно там на него оказали глубокое влияни ...