Психолого-педагогический аспект типологических особенностей ВНД
Страница 1

Материалы » Здоровье подростков и здоровьесберегающие технологии в школе » Психолого-педагогический аспект типологических особенностей ВНД

В психологи издавна описание темперамента охватывало четыре типа, в основу которых положено учение относительно основных типов человеческого поведения.

Американский ученый (психолог) У.Шелдон в своей концепции выделяет три основных типа соматической конституции («соматотипа»): эндоморфный, мезоморфный и эктоморфный.

Для эндоморфного типа характерны мягкость и округлость внешнего облика, слабое развитие костной и мускульной систем. Ему соответствует висцеротонический темперамент с любовью к комфорту, чувственными устремлениями, расслабленностью и медленными реакциями.

Мезоморфный тип отличается жесткостью и угловатостью облика, преобладанием костно-мускульной системы, атлетичностью и силой. С ним связан соматотонический темперамент с любовью к приключениям, склонности к риску, жаждой мускульных действий, агрессивностью.

Эктоморфному типу свойственны изящество и хрупкость телесного облика, отсутствие выраженной мускулатуры. Этому соматотипу соответствует церебротонический темперамент, характеризующийся малой общительностью, заторможенностью, склонностью к обособлению и одиночеству, повышенной реактивностью.

Как и Кречмер, Шелдон проводит мысль о фатальной соматической обусловленности самых разнообразных психических черт личности, в том числе и таких, которые целиком определяются условиями воспитания и социальной сферы.

Л.С.Выготский, анализируя описанные Н.Н.Корниловым в 1921 году темпераменты детей в книге «Очерки психологии ребенка раннего возраста», выделил основной описываемый автором признак – тип движения органов или готовность движений, угадываемый в чертах тела. Для дальнейшего объяснения классификации Корнилова Выготский подключает ещё одну характеристику реакции (кроме темпа реагирования быстрого или медленного) – динамичность или силу.

Корнилов характеризует основные типы человеческого поведения:

1) лица с природной склонностью к быстрому и сильному способу реагирования – мускульно-активный тип;

2) мускульно-пассивный тип – лица с природной склонностью к быстрому и слабому реагированию;

3) сенсорно-активный тип – лица с природной склонностью к медленному и сильному способу реагирования;

4) сенсорно-пассивный тип – люди с природной склонностью к медленному и слабому способу реагирования.

Л.С. Выготский делает вывод о том, что эти четыре типа установлены независимо от учения о темпераментах и в конечных выводах совпадают с классическим учением.

Английский психолог Ганс Юрген Айзенк предложил диаграмму, характеризующую типы темпераментов следующими качествами и характеристиками (рис. 4).

Рис. 4. Диаграмма типов темперамента по Г.Ю.Айзенку.

Чрезвычайно сложным является вопрос определения границ темперамента, возможен ли переход лиц с природной склонностью к одному типу в результате упражнения в другой тип и т.д. Экспериментальные исследования показали, что правила перевоспитания темпераментов охвачены общим законом, первостепенно значимым для педагогики. Всякий человек легко переходит от ослабленного к усиленному типу реакции, т.е. от пассивного к активному способу реагирования, от замедленного к ускоренному. Обратный переход от быстрого к медленному и от сильного к слабому типу оказывается чрезвычайно затруднительным и в целом ряде случаев почти невозможным.

Таким образом, легче всего поддаются перевоспитанию лица сенсорно-пассивного типа, труднее всего поддается воспитанию (перевоспитанию) группа мускульно-активного типа (холерического), так как их нельзя приучить к хладнокровию. Решающее значение для педагога имеет точное различение черт, которые определяются нервно-психической организацией ребенка и действуют с рождения, и черт, которые могут быть названы воспитательными. Или: что в характере принадлежит прирожденной конституции и что – воспитанию?

Общий тип нервной системы (темперамент) мало влияет на усвоение теоретических знаний, но имеет немаловажное значение при овладении практическими знаниями, в результате чего успехов достигают быстрее всех представители живого типа (сангвиники), а у слабого типа (меланхолики) процесс обучения значительно замедлен. Это необходимо учитывать при профессиональной подготовке. Однако, человек с любым типом нервной системы может овладеть вершинами культуры и стать полноценным членом общества. Этот вопрос до сих пор является предметом активных споров.

Долгое время учёные придерживались диаметрально противоположных мнений: биологи и физики в большинстве своём были слоны относить особенности характера исключительно к биологическим моментам конституции; психологи социального толка придерживались обратных позиций.

Страницы: 1 2


Популярные статьи:

Хозяйственное значение
Количество перепелов, прилетающих к нам весной, заметно меняется по годам, что видимо, связано с гибелью птиц от неблагоприятных погодных условий во время весенней и осенней миграций и с различной интенсивностью охоты на путях пролёта. Сн ...

Предшественники человека
В начале кайнозоя, то есть более 40 млн. лет назад, появились первые приматы. От них обособились несколько ветвей эволюции, приведших к современным человекообразным обезьянам, другим приматам и человеку. Современные человекообразные обезь ...

Генетика и эволюция. Этапы развития генетики ее роль в формировании теории эволюции.
Основополагающие законы Генетики были вскрыты чешским естествоиспытателем Генетика Менделем при скрещивании различных рас гороха (1865). Однако принципиальные результаты его опытов были поняты и оценены наукой лишь в 1900, когда голл. учё ...