Функциональное состояние кардио-респираторной системы

Материалы » Здоровье подростков и здоровьесберегающие технологии в школе » Функциональное состояние кардио-респираторной системы

Важное место в адаптации, особенно к физическим нагрузкам, имеет состояние кардио-респираторной (сердечно-сосудистая и дыхательная системы) системы. Кроме того, от состояния данной системы во многом зависит становление остальных систем организма ребёнка, поскольку, участвуя в процессах развёртывания и реализации генетической программы, система кровообращения определяет развитие других систем растущего организма.

Для характеристики состояния кардио-респираторной системы нами были использованы величины окружности грудной клетки (ОГК) и экскурсии грудной клетки (ЭГК), а также величина артериального давления (СД, ДД, ПД), частоты сердечных сокращений (ЧСС) и показатель, характеризующий состояние регуляторных механизмов, адаптационный потенциал (АП).

Анализ окружности грудной клетки (ОГК) и экскурсии грудной клетки (ЭГК) (таблица 4), косвенно свидетельствующих о развитии дыхательной мускулатуры и жизненной ёмкости лёгких, выявил их удовлетворительное состояние.

Функциональным показателем состояния дыхательной системы, в частности, и адаптационных возможностей организма в целом является показатель задержки дыхания (ЗД). Анализ результатов исследования выявил, что в начале учебного года у 79% (19) учащихся 1А класса и у 21% (5) учащихся 1Б класса время задержки дыхания было существенно снижено. К концу учебного года время задержки дыхания снижено у 33% (8) учащихся 1А класса и 16% (4) учащихся 1Б класса.

Сопоставление величин ЧСС у детей двух классов показало, что у детей 1Б класса ЧСС ниже. Учитывая тот факт, что в данной возрастной группе более низкие величины ЧСС рассматриваются как показатели более высокой степени зрелости сердечно-сосудистой системы, допустимо предполагать более раннее становление регуляторных механизмов данной функциональной системы. В пользу этого предположения свидетельствует и факт более высоких величин систолического давления у детей данного возраста 1Б класса. В совокупности данные измерения допустимо расценивать как показатель направления развития сердечно-сосудистой системы в область ваготонической вегетативной дистонии. В 1А классе отмечается повышение ЧСС. При этом пульсовое давление снижено, что косвенно указывает на уменьшение силы сердечных сокращений и соответственно ударного объёма крови и свидетельствует о менее экономичном режиме работы сердца.


Популярные статьи:

Пубертатный скачок роста
Важным событием пубертатного периода является спурт - скачкообразное увеличение роста, наблюдающееся у мальчиков в среднем в 13-15 лет, а у девочек - в 11-13 лет. В течение этого времени абсолютная скорость роста непостоянна и постепенно ...

Вечность Пространства, материи и движения
Мы можем легко осмыслить, что Пространство не может исчезнуть или появиться; оно может быть только вечным. Несколько иначе наше мышление по отношению к частицам материи и их движению. Но, если Пространство не оказывает никакого тормозящег ...

Белки крови и их значение
1. Обеспечивают онкотическое давление плазмы. 2. Обеспечивают вязкость плазмы, что имеет значение в поддержании артериального давления крови. Вязкость плазмы по отношению к вязкости воды равна 2,2 (1,9-2,6). 3. Белки плазмы играют питат ...