Функциональное состояние кардио-респираторной системы

Материалы » Здоровье подростков и здоровьесберегающие технологии в школе » Функциональное состояние кардио-респираторной системы

Важное место в адаптации, особенно к физическим нагрузкам, имеет состояние кардио-респираторной (сердечно-сосудистая и дыхательная системы) системы. Кроме того, от состояния данной системы во многом зависит становление остальных систем организма ребёнка, поскольку, участвуя в процессах развёртывания и реализации генетической программы, система кровообращения определяет развитие других систем растущего организма.

Для характеристики состояния кардио-респираторной системы нами были использованы величины окружности грудной клетки (ОГК) и экскурсии грудной клетки (ЭГК), а также величина артериального давления (СД, ДД, ПД), частоты сердечных сокращений (ЧСС) и показатель, характеризующий состояние регуляторных механизмов, адаптационный потенциал (АП).

Анализ окружности грудной клетки (ОГК) и экскурсии грудной клетки (ЭГК) (таблица 4), косвенно свидетельствующих о развитии дыхательной мускулатуры и жизненной ёмкости лёгких, выявил их удовлетворительное состояние.

Функциональным показателем состояния дыхательной системы, в частности, и адаптационных возможностей организма в целом является показатель задержки дыхания (ЗД). Анализ результатов исследования выявил, что в начале учебного года у 79% (19) учащихся 1А класса и у 21% (5) учащихся 1Б класса время задержки дыхания было существенно снижено. К концу учебного года время задержки дыхания снижено у 33% (8) учащихся 1А класса и 16% (4) учащихся 1Б класса.

Сопоставление величин ЧСС у детей двух классов показало, что у детей 1Б класса ЧСС ниже. Учитывая тот факт, что в данной возрастной группе более низкие величины ЧСС рассматриваются как показатели более высокой степени зрелости сердечно-сосудистой системы, допустимо предполагать более раннее становление регуляторных механизмов данной функциональной системы. В пользу этого предположения свидетельствует и факт более высоких величин систолического давления у детей данного возраста 1Б класса. В совокупности данные измерения допустимо расценивать как показатель направления развития сердечно-сосудистой системы в область ваготонической вегетативной дистонии. В 1А классе отмечается повышение ЧСС. При этом пульсовое давление снижено, что косвенно указывает на уменьшение силы сердечных сокращений и соответственно ударного объёма крови и свидетельствует о менее экономичном режиме работы сердца.


Популярные статьи:

Аппарат Гольджи: сортировка белков и передача сигнала
Комплекс Гольджи функционирует на пересечении секреторных путей, осуществляя прием вновь синтезированных белков и липидов из ЭР , их ковалентную модификацию, а затем - сортировку продуктов реакций согласно их назначениям ( Рис. 1 gg ). В ...

Видовое единство человека. Понятие о расе. Видовое единство человечества
История науки знает неоднократные попытки доказать, что человеческие расы представляют собою различные виды и даже роды, однако большинство исследователей определяет человечество как единый вид. Все расы при смешении дают плодовитое пото ...

Процессы в микромире
Взаимопревращения элементарных частиц (распады, рождение новых частиц при столкновениях, аннигиляция) Возможность любых реакций элементарных частиц, не нарушающих законов сохранения (энергии, заряда и т.д.) Естественная радиоактивность ...