Принципы и отличительные
особенности здоровьесберегающих образовательных технологийСтраница 1
В числе главных недостатков современной системы образования в России, российской школы – её авторитарность, доходящая в некоторых учебных заведениях и у некоторых учителей до деспотизма. Впрочем, это касается особенностей системы образования не только нашей страны. В попытках выстроить дисциплину, организовать учебный процесс, учителя и администрация школ неоправданно часто и интенсивно используют «административный ресурс». Понятие «заставить ученика» – из числа самых распространённых. Оно не всегда проговаривается вслух, но отношения учителя с учеником по большей части определяются именно этим глаголом. Чтобы удерживать дисциплину в классе на уровне, необходимом для проведения урока, обеспечить возможность учиться школьникам, которые хотят этого, от учителя требуется выдержка, самообладание, владение широким арсеналом педагогических приёмов и коммуникативных техник. Иногда у педагога недостаточно профессионализма, технологической оспособленности, чтобы преодолеть отсутствие у школьников интереса к учёбе, низкий культурный уровень, особенно в сочетании с высокой конфликтностью, агрессивностью, ощущением безнаказанности, неумением держать себя в руках, владеть своими эмоциями и т.п. В некоторых случаях неспособность соблюдать правила дисциплины, двигательная расторможенность, эмоциональная неуравновешенность нередко обусловлены органическими мозговыми или функциональными нервно – психическими отклонениями, в отношении которых педагогические методы бессильны. А таких подростков в классе бывает не один и не два…И здесь легко от требовательности перейти к принуждению, что не одно и то же! Возможность достичь положительного результата без принуждения учащегося и отличает настоящего педагога-профессионала от «просто учителя». Именно авторитарная позиция восполняет обычно нехватку профессионализма, энергетических и личностных ресурсов учителя, выполняя компенсаторную роль.
Негативные стороны авторитарной позиции известны: сковывается инициатива учащихся, снижается уровень проявления и развития креативности, снижается самооценка, формируется состояние хронического стресса, как и во всех случаях, когда человек ощущает зависимость от другого. Длительное пребывание в такой ситуации приводит к формированию протестных реакций, энергетика которых, постепенно накапливаясь, может стать причиной неожиданного всплеска агрессивности («немотивированная агрессия»). Воспитательное же воздействие психологического давления извне – формирование таких черт характера как неискренность, безынициативность, безответственность, застенчивость и т.п.
Негативное воздействие на здоровье так же обусловлено и жестко навязанными извне ограничениями телесных проявлений учащихся: отмечено, что чем более авторитарен учитель, тем более скованными чувствуют себя на его уроке ученики. А это ограничивает возможности эмоционально – двигательных противовесов «монотонии», ускоряет наступление утомления и переутомления. Поэтому можно утверждать, что чем больше в школе и на уроках отдельных учителей проявлений авторитаризма, тем в меньшей степени эта педагогическая технология может быть названа здоровьесберегающей.
С авторитарностью обычно сопряжены и другие характерные особенности педагогической деятельности. В частности, это дидактоцентрическая ориентация педагогического процесса, противостоящая антропоцентрической. Когда приоритетом деятельности учителя, ориентиром ее совершенствования становится методика обучения, страдает главное действующее лицо образовательного процесса – ребенок. В этом случае он превращается из субъекта в объект.
Именно учителям авторитарного стиля, в значительно большей степени, чем другим, присуще стремление к назидательности. А её избыток обуславливает снижение интереса к поступающей информации. Кроме того, назидательность – подчёркивание своей приоритетной позиции («подстройка сверху») со всеми нежелательными последствиями такой коммуникации.
Для самого учителя, директора, руководителя управления излишняя авторитарность значима как признак принадлежности к «типу А», т.е. к людям «стресс – коронарного» типа реагирования, имеющим повышенный риск заболеваний сердечно-сосудистой системы, в частности риск инфарктов.
Замечательный пример неавторитарной педагогики – педагогическая система Александра Нила, описанная в его книге «Саммерхилл – воспитание свободой» (М.:Педагогика – Пресс, 2000). Блестящий, афористичный язык, которым она написана и который в полной мере сохранён переводчиками – мудрыми педагогами Э.Гусинским и Ю.Турчаниновой – позволяет рекомендовать эту книгу не только как образец педагогической классики, но и как руководство по здоровьесберегающей технологии (хотя этот термин в ней, понятно, не используется).
Популярные статьи:
Энергетический обмен микробов. Способы получения энергии – брожение,
дыхание. Типы дыхания бактерий
Жизненные функции микроорганизмов: питание, дыхание, рост и размножение — изучает физиология. В основе физиологических функций лежит непрерывный обмен веществ (метаболизм). Сущность обмена веществ составляют два противоположных, но взаимо ...
Истоки человеческой морали и этики
Рождается ли человек безморальным, и только воспитание прививает ему некие принципы, выработанные когда-то рационалистами? Или человек появляется на свет с каким-то набором врожденных чувств и представлений о том, что хорошо и что плохо, ...
Самосборка микротрубочек и ее регуляция
В любой живой клетке происходит агрегация тубулина с образованием микротрубочек и распад этих структур. Вопрос о том, как регулируются процессы сборки и деструкции микротрубочек имеет первостепенное значение для понимания многих проявлени ...