Принципы и отличительные особенности здоровьесберегающих образовательных технологий
Страница 3

Материалы » Здоровье подростков и здоровьесберегающие технологии в школе » Принципы и отличительные особенности здоровьесберегающих образовательных технологий

Схематично, модель работы по вышеназванной технологии, ведущей к здоровьесбережению, включает три этапа. На первом учитель сообщает ученикам информацию (рассказывает, читает, демонстрирует в визуальной форме), построенную с таким расчётом, чтобы стимулировать (спровоцировать) вопросы учащихся. На втором этапе учащиеся задают вопросы. На третьем – учитель на них отвечает (если сможет!). Поощряется как задавание вопросов, так и попытки ответить на вопрос – чужой или свой собственный. Сравнение этой технологии с традиционной (в рамках одной программы и при одинаковом временном ресурсе) показало (Смирнов Н.К., 1999) снижение утомляемости учащихся и лучшее качество усвоения даже большего объёма материала. Урок проходит на более высоком эмоциональном фоне, сопровождается дополнительной тренировкой коммуникативных навыков у учащихся и большей удовлетворённостью от урока как у учителя, так и у учеников. Всё это – косвенные подтверждения здоровьесберегающего эффекта указанной технологии.

Творческий характер образовательного процесса – крайне необходимое условие здоровьесбережения. Включение ребёнка в творческий процесс не только природосообразно, служит реализации той поисковой активности, от которой зависит развитие человека, его адаптационный потенциал, способствует достижению цели работы школы – развитию личности учащегося, но и снижает вероятность наступления утомления. Цепочка взаимосвязи здесь простая: обучение без творческого заряда – неинтересно, а значит, в той или иной степени, является насилием над собой и другими. Насилие же разрушительно для здоровья, как через формирование усталости, так и само по себе.

Как правило, возможности для реализации творческих задач достигаются использованием на уроках и во внеурочной работе активных методов и форм обучения. В качестве примера эффективных и доступных форм работы можно привести дискуссию, психолого-педагогический тренинг. К сожалению, для использования их в повседневном учебном процессе необходима не только корректировка учебных программ, но и соответствующая подготовка педагогов. Фактически, это смещение традиционного методического репертуара учителя в сторону психологических технологий. Именно этот вектор профессионального развития учителя позволяет ему не только получить удовольствие от своей работы, в большей степени реализовать индивидуальный подход к учащимся, но и превратить используемые педагогические технологии в здоровьесберегающие.

По нашему убеждению, представленность психологической, и даже психотерапевтической составляющих в работе современного учителя во многом определяют её эффективность. Это связано как с бурным развитием прикладной психологии, методов воздействия на психику человека, его поведение, так и психопатологической отягощённостью нынешних детей и подростков, недостатком внимания к их проблемам со стороны родителей. Конечно, учитель не должен заниматься психотерапией в медицинском значении этого слова – консультированием, лечением, гипнозом, но подход к ребёнку, ориентированный на его личностные особенности и проблемы, комплексы, мешающие ему жить и т.п., как раз и отличает профессионального педагога, Учителя (с большой буквы!), от «урокодателя», невольно рассматривающего ученика через призму очередной методики обучения. Именно при таком понимании задач учителя и используемых им технологий можно рассматривать «педагогическую психотерапию» (Смирнов Н.К., 1998) как область знаний и практического опыта, тесно корреспондирующую со здоровьесберегающими образовательными технологиями.

Учитывая известную патогенную роль формирующихся в процессе обучения состояний переутомления, дистресса и им подобных, можно говорить о здоровьесберегающем эффекте тех образовательных технологий, которые направлены на снижение утомляемости учащихся и позволяют, за счет большей эффективности учебного процесса, достичь поставленных целей (выполнить учебную программу), не перегружая школьника. Дополнительные психолого-педагогические ресурсы открываются здесь в направлении диагностики и использования сенситивных периодов в развитии ребёнка, ситуационно возникающих состояний, повышающих восприимчивость к одним воздействиям и закрывающих сенсорные каналы для других и т.п. Гибкое и согласованное использование учителем визуального и слухового каналов донесения информации до ученика, правильный выбор их соотношения применительно к конкретному учащемуся не только повышает эффективность процесса обучения, но и способствуют снижению психического напряжения ребёнка до физиологически оптимального уровня.

Страницы: 1 2 3 4 5


Популярные статьи:

Полив
Полив — очень ответственный момент. Азалия несолеустойчива, поэтому вода для полива должна иметь жесткость 1,4 — 1,75 мг.экв/л. В более мягкую воду до­бавляют кальциевую селитру, поскольку без кальция появляются признаки его недостатка и ...

Оценка состояния осанки детей
Состояние осанки у детей представляет собой не только важнейший показатель, отражающий качество физического развития детей, но и качества энергетического и функционального статуса, в том числе уровня общего здоровья в целом (Савельева О.Н ...

Социальные факторы происхождения человека
К социальным факторам антропогенеза относят труд, общественный образ жизни, развитое сознание и речь. Роль социальных факторов в антропогенезе была раскрыта ф.Энгельсом в работе "Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека& ...