Рост развития человеческого организма
На процессы роста и развития оказывает влияние большое число самых разнообразных эндо - и экзогенных факторов. "Рост" и "развитие" обычно употребляются как понятия тождественные, неразрывно связанные между собой. Между тем, биологическая природа этих процессов различна, отличаются их механизмы и последствия.
Рост - это количественное увеличение биомассы организма за счет геометрических размеров и массы отдельных клеток.
Развитие — это качественные преобразования в многоклеточном организме за счет дифференцированных процессов (увеличения разнообразия многоклеточных структур), которые приводят к качественным и количественным изменениям функций организма.
Процесс роста и развития характеризуется следующими закономерностями:
1. Дифференциация и интеграция частей и функций, автономиза-ция развития, возрастающая в ходе филоонтогенеза.
2. Диалектическое единство непрерывного и прерывистого; постепенность и цикличность. На кривой роста человека можно отметить три основных цикла в постнатальном развитии:
а) от рождения до 10—13 лет при постоянном снижении скорости;
б) пубертатный спурт;
в) падение скорости ниже уровня до пубертатного периода и прекращение роста.
Сочетание периодов ускоренного развития и относительной стабилизации можно выявить даже на коротких отрезках онтогенеза. Например, при долговременном наблюдении с недельными интервалами детей от рождения до 2-х лет. Нелинейность роста (мини-скачки) наблюдается примерно у 70 % детей и подростков при еженедельном обследовании в течение 6-10 месяцев.
3. Гетерохрония (разновременность) в созревании разных систем организма (или тканей) и разных признаков в пределах одной системы. Согласно концепции системогенеза П.К.Анохина определяющими темпами созревают жизненно важные функции, обеспечивающие первоочередное формирование комплексных адаптивных реакций, специфических для каждого конкретного этапа взаимоотношений организма с внешней средой.
4. Значительное индивидуальное разнообразие возрастной динамики по отдельным этапам онтогенеза, зависящее от генетической программы.
Популярные статьи:
Показатели рациональной
организации учебного процесса
Показателями рациональной организации учебного процесса являются:
· объем учебной нагрузки – количество уроков и их продолжительность, включая затраты времени на выполнение домашних заданий;
· нагрузка от дополнительных занятий в школе ...
Результаты исследований
При постановке накопительной культуры, выделении и микроскопировании маслянокислых бактерий получили следующие данные.
Таблица 1
Культуральные признаки маслянокислых бактерий на среде Виноградского
Степень разведения
Кул ...
В какие генетические процессы вовлекается ДНК человека?
Генетические процессы
От поколения к поколению ДНК человека вовлекается в разнообразные генетические процессы:
1. Мутационный процесс, непосредственно изменяющий структуру ДНК.
2. Миграция генов - их отток или приток из других популяци ...