Введение
Страница 1

Проблема сохранения и целенаправленного формирования здоровья детей, молодёжи в сложных современных условиях развития России исключительно значима и актуальна, поскольку связана напрямую с проблемой безопасности и независимости. За последние годы в России произошло значительное качественное ухудшение здоровья школьников. По данным исследований, лишь 10% выпускников школ могут считаться здоровыми, 40% имеют различную хроническую патологию. У каждого второго школьника выявлено сочетание нескольких хронических заболеваний.

За период обучения в школе число детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата увеличивается в 1,5 – 2 раза, нервными болезнями – в 2 раза, с аллергическими болезнями – в 3 раза, с близорукостью – в 5 раз.

Особенно неблагоприятная ситуация со здоровьем учащихся отмечается в школах нового типа (гимназии, колледжи, лицеи, школы с углубленным изучением предметов и др.), учебный процесс в которых характеризуется повышенной интенсивностью. К концу года у гимназистов в 2 раза увеличивается частота гипертонических реакций, а общее число неблагоприятных изменений артериального давления достигает 90%, появления повышенной невротизации отмечается у 55% - 83% учащихся школ нового типа.

Заметно возросла заболеваемость подростков: по результатам профилактических осмотров различные заболевания регистрируются у 94,5% подростков. Распространённость заболеваний, ограничивающих выбор профессий, достигает 3%.

Обоснование проблемы и необходимости её решения программными методами

1. В условиях социально-экономического кризиса проблемы детей в Ставропольском крае, как и в России, остаются предельно острыми, и их безотлагательное решение жизненно необходимо. По-прежнему сохраняются неблагоприятные тенденции в демографических процессах, состоянии здоровья детей.

Высокой остается младенческая смертность, растут детская заболеваемость и инвалидность. Среди причин, способствующих возникновению инвалидности у детей, основными являются: ухудшение экологической обстановки, неблагоприятные условия труда женщин, отсутствие условий и культуры здорового образа жизни в малообеспеченных и неблагоприятных семьях, высокий уровень заболеваемости родителей, особенно матерей.

Поэтому проблема охраны и укрепления здоровья детей стоит очень остро. Воспитанники интернатных учреждений на 1-2 года отстают от паспортного возраста. Их заболеваемость в 2 раза меньше, чем у детей, воспитывающихся в семье.

Общая заболеваемость детей до 14 лет за последние 5 лет возросла почти на 10%.

Отмечена тенденция к росту числа заболеваний нервной системы и органов чувств у детей. Ведущее место в структуре заболеваемости занимают болезни органов дыхания (53,3%), нервной системы и органов чувств (10,8%), инфекционные и паразитарные болезни (8,2%), травмы и отравления (6,2%), болезни кожи и подкожной клетчатки (5,0%).

При проведении медицинских осмотров детей всех возрастов отмечается увеличение диспансерного контингента детского населения.

Здоровье школьников находится в прямой зависимости от условий обучения, питания, двигательной активности, правильного чередования нагрузки и отдыха, условий семейного воспитания. При этом огромное значение имеет учет поло-личностных особенностей обучающихся и воспитанников.

За период обучения в школе продолжает увеличиваться патология зрения.

В 1999 году зарегистрирован 21721 ребенок – инвалид до 15 лет (20307 – в 1996 году).

В настоящее время в крае насчитывается 13890 детей, относящихся к категории лиц с проблемами в развитии и нуждающихся в специальном (коррекционном) образовании, отвечающем их особым образовательным потребностям.

Происходящие в обществе негативные социально-экономические процессы особенно болезненно сказываются на детях. Постоянно увеличивается число детей, лишенных родительского попечения.

Состояние здоровья детского населения края вызывает очень серьезное опасение специалистов. По статистическим данным, лишь 20% детей здоровы. 80% – имеют функциональные нарушения и отклонения в состоянии здоровья, высок процент хронической патологии. Большинство детей 6-7 лет не готовы к обучению в школе.

Высок процент юношей призывного возраста, которые по медицинским критериям не готовы к военной службе.

2. Здоровье каждого человека определяется отношением внешних и внутренних воздействий на его организм, с одной стороны, и возможностями самого организма противостоять нежелательным воздействиям, защищаться от них, по возможности усиливая воздействия полезных для здоровья факторов, с другой стороны. Степень успешности этой деятельности – устранение вредных воздействий (корректировка окружающей среды) и повышение устойчивости к ним (тренировка, повышение адаптационных способностей организма) – определяет направления усилий по сохранению и укреплению здоровья.

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Популярные статьи:

Свет - это волны
Атомы постоянно возбуждают волны ~рм± в процессе дыхания. Однако, в нормальном состоянии окружающие нас предметы не излучают свет. Следовательно, волны дыхания атомов не воспринимаются нашим зрением, высока их частота. Свет излучают вещес ...

Определение допустимой интенсивности вылова с учетом допустимого прилова рыб непромысловых размеров
Первоначально этот способ был разработан для обоснования допустимого прилова рыб непромысловых размеров (Мельников А.В., 1988). Однако его можно использовать для определения допустимой интенсивности вылова, если задан допустимый прилов ры ...

Природные факторы расообразования
Природные факторы расообразования Природные факторы классифицируются на 3 группы: 1. Космические факторы воздействуют на наследственную изменчивость человека, вызывают мутацию ДНК 2. Физико-географические агенты выражают соотношение ба ...