Здоровьесберегающее
образовательное пространство школыСтраница 4
С помощью комнатных растений удаётся восполнить дефицит общения с природой, который неизбежно возникает в городах среди однообразия стандартных домов, раздражающего шума машин, не гаснущего часами экрана телевизора или компьютера. Специалисты по видеоэкологии также уверены, что в помещении, где люди находятся подолгу, обязательно должны быть комнатные растения.
То повышенное внимание, которое мы уделяем этому элементу экологического пространства школы, связано не только с воздействием воздуха, которым мы дышим, на здоровье, но и с тем, что при выполнении на уроках физических, а, тем более, дыхательных упражнений (в рамках физкультминуток), воздух в классе обязательно должен быть чистым и лёгким – иначе вреда от этих занятий будет больше, чем пользы.
Нельзя не упомянуть и ещё об одном аспекте, актуальном для работы школы по сбережению здоровья учащихся. Известно, что эффективность профилактики табакокурения остаётся пока на крайне низком уровне. Дополнительные возможности, повышающие действенность этой профилактической программы и реализуемые не «в лоб», набившим оскомину повторением, что «курить вредно», могут быть созданы регулярным упоминанием всеми учителями школы в разном контексте о своём внимании к качеству воздуха, которым все мы дышим, приведении ими аргументов о зависимости от этого состояния здоровья, работоспособности и т.п.
То, что описано выше для отдельных классов, относится и к пространству школы в целом. Особое внимание следует уделить спортзалам и рекреациям, где дыхание у учащихся активизируется, приводя к усилию газообмена, а также туалетам, воздушной среде в которых должно быть уделено особое внимание по понятным причинам. Ну, а количество зелёных растений в школе всегда являлась критерием реальной заботы администрации об учащихся.
Другим элементом экологического пространства школы является его видеоэкологическая составляющая. Видеоэкология изучает воздействие на психику, а через неё – на телесную организацию человека и его здоровье – зрительных образов той среды, в которой человек находится. Исследованиями В.А.Филина в 80-х – 90-х годах и др. учёных показано, что однообразные по геометрическим формам, преимущественно прямоугольные, с многократно повторяющимися элементами архитектура интерьера помещений, часто используемые вещи и т.д. оказывают негативное воздействие на человека. Наоборот, разнообразие форм и линий, округлые очертания, комбинации различных геометрических фигур способствует более высокой работоспособности, лучшему настроению, оптимистическим ожиданиям. Сходные закономерности и в отношении цветовой гаммы: бесцветное окружение (бело – серо – коричневое) с ритмично повторяющимися линиями повышает утомляемость человека, понижает эмоциональный настрой.
Эти закономерности пока почти не используются в оформлении интерьеров классов и школы. Однообразное убранство большинства классов, преобладание квадратно – прямоугольных фигур, кроме неизбежных оконных, дверных проёмов и доски, унылая цветовая гамма без праздничных тонов и т.п. является фактором негативного влияния на психику учащихся. Влияние это слабое, но учитывая длительность пребывания школьников в подобных однообразных пространствах, эффект постепенно кумулируется. Редко можно встретить в классе рисунки, картины, которые могли бы нейтрализовать унылость интерьера. В основном – либо учебно-наглядные пособия, либо портреты деятелей науки и искусства.
Популярные статьи:
Электромагнитная картина мира. Теория относительности и квантовая механика
Электромагнитная картина мира. Наибольший вклад в формирование данного представления о мире внесли работы М. Фарадея и Д. Максвелла. После создания последним на основе открытого Фарадеем явления электромагнитной индукции теории электромаг ...
Влияние вторичной структуры ДНК
В электрофоретическом поведении однонитевых (денатурированная ДНК, РНК) и двунитевых молекул нуклеиновых кислот многое определяется их размерами. В случае коротких полинуклеотидных цепей их нативная двунитевая молекула имеет более жесткую ...
Предвозбуждение, дедукция и индукция, умозаключение
Для более ясного понимания того, как реализуется индукция и дедукция при помощи нейронов, создадим небольшую схему. Возьмем для нее следующие группа нейронов: две группы нейронов реагирующих на свет (синий и красный), две группы нейронов ...