Здоровьесберегающее образовательное пространство школы
Страница 8

Материалы » Здоровье подростков и здоровьесберегающие технологии в школе » Здоровьесберегающее образовательное пространство школы

Нельзя не обратить внимания и на авторитарную окраску этого слова. Она тем больше, чем ближе её смысл на шкале «призыв – требование» ко второму полюсу. Воздействие этого слова смягчается, когда говорящий сам готов включиться в новую деятельность: «Давайте!» вместо «Давай!»

Это лишь фрагмент анализа только одного слова, часто используемого на уроках. Но на этом примере видно, сколь детальным и продуктивным может быть анализ только вербального воздействия, которое оказывает учитель на своих учеников, их здоровье. И хотя чаще всего это слабые, субпороговые, для большинства учащихся воздействия, накапливаясь день ото дня, из месяца в месяц, они оказывают уже реально патогенное воздействие, особенно на детей, индивидуально предрасположенных именно к ним (психологическая сенсибилизация). Такой же анализ может быть проведён в отношении семейного общения и контактов учащихся между собой.

Если вышеописанный пример касался в большей степени ситуаций в классе, то следующая иллюстрация вербального пространства здоровьесбережения школы касается феномена, локализующегося преимущественно вне класса и связанного с культурными традициями как отдельных семей, школ, так и нашей страны в целом. Этот феномен – речевая культура школьников, формирование которой всегда считалось одной из важнейших задач школы, и которая также может и должна быть распространена в аспекте здоровьесбережения. Если для некоторых стран «эпоха Бивиса и Бадхеда», в которую мы сейчас погружаемся, и так была достаточно типична, то для России эта деградация культуры разрушает фундаментальные основы ценностных ориентаций и чревата трудно прогнозируемыми последствиями, центром сосредоточения которых может оказаться школа. В рамках этой большой проблемы выделяется своей актуальностью и шокирующей выраженностью вопрос об употреблении ненормативной лексики.

В последнее время в стране катастрофически возросло употребление слов – паразитов и ненормативной лексики (мата) всеми слоями населения, но особенно подростками, молодёжью. Эта тенденция, имеющая корни в национально – исторических традициях, отражает современное снижение общего уровня культуры, обеднение словарного запаса, находящееся в очередной связи с социальным климатом в обществе, ухудшением психологического и духовно-нравственного здоровья подрастающего поколения.

Можно с определённостью утверждать, что человек, привычно и часто использующий ненормативную лексику, уже имеет отклонения в области психологического здоровья и процесс его дальнейшей деградации продолжается. Неэффективность процессов мышления, отражённая в «загрязнённой» речи («Как говорим, так и мыслим»), свидетельствует о снижении адаптационных возможностей организма, примитивизации личности, повышенной вероятности принятия ошибочных решений, использовании не лучших образцов поведения. Хорошо известна и тесная связь этого феномена с уровнем асоциальности, вероятностью криминального окружения, злоупотреблением алкоголем и другими одурманивающими веществами. Из понимания здоровья как единого целого, в котором физическое (соматическое), психическое (душевное), духовно – нравственное здоровье соединены теснейшими взаимосвязями, следует подтверждаемый исследователями факт патогенного воздействия употребления ненормативной лексики (мата) не только на психическое, но и на соматическое (телесное) здоровье, благодаря процессам резонансных колебаний клеточных структур. Если молитва, по убеждениям и ощущениям представителей любой религии, оказывает оздоравливающее действие не только на верующего, но и на любого молящегося, то ненормативную лексику можно сравнить с «антимолитвой», разрушающей и душу, и тело.

Страницы: 3 4 5 6 7 8 9


Популярные статьи:

Генная инженерия
На сегодняшний день существует несколько сотен генетически изменённых продуктов. Уже на протяжении нескольких лет их употребляют миллионы людей в большинстве стран мира. Есть данные, что подобными технологиями пользуются для получения про ...

Ареал
От северной Монголии, Забайкалья и Приамурья на юг до центральных частей Китая, на запад до котловины озера Убса-Нур и Нань-Шаня, а также Японские, южные Курильские острова и Сахалин. Западная и северная границы ареала в пределах РФ опре ...

Древесные растения ботанического сада. Участок Хвойных растений или "Pinetum"
Участок Хвойных растений или "Pinetum" расположен в центре научной части Ботанического сада, граничит с участком древесных реликтов, участком кизильников и "Системой высших растений". Название его - "Участок Хвойн ...