Здоровьесберегающее образовательное пространство школы
Страница 8

Материалы » Здоровье подростков и здоровьесберегающие технологии в школе » Здоровьесберегающее образовательное пространство школы

Нельзя не обратить внимания и на авторитарную окраску этого слова. Она тем больше, чем ближе её смысл на шкале «призыв – требование» ко второму полюсу. Воздействие этого слова смягчается, когда говорящий сам готов включиться в новую деятельность: «Давайте!» вместо «Давай!»

Это лишь фрагмент анализа только одного слова, часто используемого на уроках. Но на этом примере видно, сколь детальным и продуктивным может быть анализ только вербального воздействия, которое оказывает учитель на своих учеников, их здоровье. И хотя чаще всего это слабые, субпороговые, для большинства учащихся воздействия, накапливаясь день ото дня, из месяца в месяц, они оказывают уже реально патогенное воздействие, особенно на детей, индивидуально предрасположенных именно к ним (психологическая сенсибилизация). Такой же анализ может быть проведён в отношении семейного общения и контактов учащихся между собой.

Если вышеописанный пример касался в большей степени ситуаций в классе, то следующая иллюстрация вербального пространства здоровьесбережения школы касается феномена, локализующегося преимущественно вне класса и связанного с культурными традициями как отдельных семей, школ, так и нашей страны в целом. Этот феномен – речевая культура школьников, формирование которой всегда считалось одной из важнейших задач школы, и которая также может и должна быть распространена в аспекте здоровьесбережения. Если для некоторых стран «эпоха Бивиса и Бадхеда», в которую мы сейчас погружаемся, и так была достаточно типична, то для России эта деградация культуры разрушает фундаментальные основы ценностных ориентаций и чревата трудно прогнозируемыми последствиями, центром сосредоточения которых может оказаться школа. В рамках этой большой проблемы выделяется своей актуальностью и шокирующей выраженностью вопрос об употреблении ненормативной лексики.

В последнее время в стране катастрофически возросло употребление слов – паразитов и ненормативной лексики (мата) всеми слоями населения, но особенно подростками, молодёжью. Эта тенденция, имеющая корни в национально – исторических традициях, отражает современное снижение общего уровня культуры, обеднение словарного запаса, находящееся в очередной связи с социальным климатом в обществе, ухудшением психологического и духовно-нравственного здоровья подрастающего поколения.

Можно с определённостью утверждать, что человек, привычно и часто использующий ненормативную лексику, уже имеет отклонения в области психологического здоровья и процесс его дальнейшей деградации продолжается. Неэффективность процессов мышления, отражённая в «загрязнённой» речи («Как говорим, так и мыслим»), свидетельствует о снижении адаптационных возможностей организма, примитивизации личности, повышенной вероятности принятия ошибочных решений, использовании не лучших образцов поведения. Хорошо известна и тесная связь этого феномена с уровнем асоциальности, вероятностью криминального окружения, злоупотреблением алкоголем и другими одурманивающими веществами. Из понимания здоровья как единого целого, в котором физическое (соматическое), психическое (душевное), духовно – нравственное здоровье соединены теснейшими взаимосвязями, следует подтверждаемый исследователями факт патогенного воздействия употребления ненормативной лексики (мата) не только на психическое, но и на соматическое (телесное) здоровье, благодаря процессам резонансных колебаний клеточных структур. Если молитва, по убеждениям и ощущениям представителей любой религии, оказывает оздоравливающее действие не только на верующего, но и на любого молящегося, то ненормативную лексику можно сравнить с «антимолитвой», разрушающей и душу, и тело.

Страницы: 3 4 5 6 7 8 9


Популярные статьи:

Географическая оболочка земли. Понятие зональных, континентальных и океанических комплексов
«Географические процессы являются продолжением космической эволюции при образовании галактик, звездных и планетных систем». Они связаны с химическими реакциями и многими другими явлениями. В результате воздействия внутренних и внешних физ ...

Образ жизни
Скопления костей и каменных орудий находят на тех местах, где семейные группы или более крупные объединения H.erectus разбивали свои стоянки. Большинство из стоянок служило пристанищем лишь в течение нескольких дней, пока люди планировали ...

С появлением, какого доисторического человека стала развиваться культура?
Homo habilis (человек умелый), по общему мнению, представлял собой первый известный вид нашего рода Homo. Homo habilis представлял собой двуногое существо ростом 120—140см. У этого вида сравнительно более крупный мозг, чем у австралопитек ...