Здоровьесберегающее образовательное пространство школы
Страница 6

Материалы » Здоровье подростков и здоровьесберегающие технологии в школе » Здоровьесберегающее образовательное пространство школы

Во время ответа ученика у доски индикаторами его нерационального напряжения служат поза (неестественность телодвижений, не знает куда деть руки, опускает голову), характер голоса, движения пальцев рук. Понятно, что оценка знаний школьника, отвечающего в неадекватно напряженном состоянии, не может быть обыкновенной. Но еще важнее воздействие таких состояний на здоровье учащегося. Грань между тренирующим и патогенным воздействием напряжения не очевидна, но опыт и наблюдательность педагога должны подсказать ему правильное решение. Задача - не допустить, чтобы нежелательные привычки закреплялись, мешая подростку реализовать свои возможности, как в школе, так и в дальнейшей жизни. Как этого достичь - это тема отдельной работы, предназначенной для учителя.

Но и самому учителю следует обратить внимание на то, как он держится в классе, какие позы для него характерны, как эмоциональное состояние отражается на характеристиках речи, какие мышечные "зажимы" мешают телу. А данные самодиагностики открывают перспективы для самокоррекции или обращения к помощи специалистов. Напоминаем принципиальный педагогический тезис, особенно значимый для проблемы здоровьесбережения: пример учителя по всему спектру внешних проявлений - образец для учащихся, причем, во многом на подсознательном уровне.

Умение «дирижировать» состоянием активности учащихся (и управлять своими собственным) - важный критерий оценки здоровьесберегательности используемых учителем педагогических технологий . Отдельные позы, жесты, действия, эмоциональные посылы учителя, периодически повторяясь на уроке, могут стать (и становятся!) стимулами, запускающими определенные реакции и состояния у учащихся. Когда это находится под контролем учителя, т.е. служит инструментов его воздействия на класс, то это, конечно полезно. В других случаях, когда визуальное и вербальное обращение учителя противоречиво (независимо от его желания), у учащихся формируются противонаправленные тенденции, что дезорганизует их деятельность, формирует стресс. Отслеживать эти закономерности самому учителю сложно и здесь на помощь прийти метод супервизии (наблюдения специалиста), что и составляет одну из задач присутствия учителей на уроках друг друга. Главное - знать, что именно наблюдать и отслеживать, а для этого необходима помощь психолога или обучение на курсах.

Эмоционально-поведенческие проявления школьников на переменах - также важный элемент оценки этой стороны ЗПШ. Возможность переключения, деятельности физического раскрепощения, двигательной и эмоциональной разрядки на переменах - условие восстановления к следующему уроку, которые школа должна создать, а ученики - использовать.

Еще одна актуальная проблема, тестирующая компетентность учителя, директора школы в вопросах здоровьесбережения - так называемая «канализация агрессии» учащихся педагогическими средствами. Причин для проявления агрессивности у населения вообще, и у подростков, в частности, достаточно. Это стрессы, фрустрации, неудовлетворенность условиями жизни, зависть, агрессивность окружающей среды, потеря ориентировки и т.д. Проявление агрессивности на уроках нарушают дисциплину, разрушают эмоциональный климат, деформируют ход учебного процесса. Всё это, включая непосредственно агрессивное напряжение, имеет отношение к здоровью субъекта, проявляющего агрессивность, и всех, кто его окружает. Именно здесь психолого-психотерапевтическая грамотность учителя позволяет находить оптимальные пути нормализации ситуации, с учётом индивидуального подхода к подростку.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9


Популярные статьи:

Семейство Лилейные
Это семейство содержит 45 родов и около 1300 видов, распространенных в умеренных областях Евразии, Африки и Северной Америки с немногочисленными представителями в горах тропической Африки и Южной Америки. Лилейные — многолетние травянист ...

Продолжительность жизни
Продолжительность жизни вида зависит от условий (факторов) жизни. Различают физиологическую и максимальную продолжительность жизни. Физиологическая продолжительность жизни – это такая продолжительность жизни, которая определяется только ...

Жизнь после школы
После школы он поступил в колледж при Чикагском университете, где заинтересовался орнитологией. По окончании колледжа в 1947 г. со степенью бакалавра зоологии стал студентом Университета Индианы. Именно там на него оказали глубокое влияни ...