Здоровьесберегающее
образовательное пространство школыСтраница 7
Эмоциональный климат урока во многом зависит от юмористической составляющей педагогического общения. О том, что «хороший смех дарит здоровье» сказано немало. Учитель без чувства юмора и умения проявить его в необходимый момент и в подходящей форме лишается большей части своей педагогической и личностной привлекательности. Не случайно чувство юмора – один из приоритетов, который всегда указывают в перечне качеств желательного собеседника. Постоянная серьёзность – признак психологического нездоровья. Улыбка, искренний смех ученика на уроке стоит, с позиций здоровьесбережения, не меньше физкультминутки. Это мощный противовес подкрадывающемуся к школьнику состояния утомления. Несколько уместных и умных шуток в течение урока – показатель его качества, критерий для оценки. Полезная для здоровья «встряска» происходит и с мыслительным процессом, оживляя творческий настрой, причём не только учеников, но и учителя. Отдельная сторона оценки использования шуток на уроке – воспитательная. Примитивно – злобный стереотип шуток, как проявление самоутверждения за счёт других, наносит непоправимый ущерб личностному развитию, культурному росту. К сожалению, образцов именно такого юмора (в повседневной жизни, на телеэкране) гораздо больше, чем умного и доброго. Задача учителя – попытаться помочь подростку правильно использовать колоссальные ресурсы юмора для обретения радости и здоровья.
Вербальное пространство характеризуется феноменами речевого поведения всех субъектов образовательного процесса. Точная стенограмма (магнитофонная запись) речи учителя на уроке может быть проанализирована на предмет оценки его вербального воздействия на состояние и здоровье учащихся. Критериев при этом насчитывается более 20. наряду с такими обобщёнными, как «культура речи», «чёткость формулировок», «последовательность и ясность изложения мысли» и т.п., предметом анализа может быть употребление отдельных типичных слов, таких, например, как «давайте!».
Эта императивная форма глагола – одна из очень встречающихся в русской речи. Не являются исключением и уроки. Произнесённое учителем, это слово сигнализирует о запуске некоего нового процесса деятельности и служит, поэтому, активизатором состояния учащихся. Даже если реального действия, после этого, не воспоследует («Давайте вспомним…», но далеко не все вспоминают), у учащихся на подсознательном уровне (на «автопилоте») формируется готовность что-то сделать, т.е. напряжение. Многократное повторение этой ситуации на уроке, в течение дня, способствует, с одной стороны, большому утомлению школьника (как всякое «включение – выключение»), с другой – снижает мобилизационную готовность в ситуациях действительного включения в новую деятельность, поскольку условный вербальный стимул подкреплялся лишь в части случаев.
Архетипичность и психологическая обусловленность механизмов реагирования на подобные слова хорошо проиллюстрирована в одной из притч о Ходже Насреддине. Тонущий в реке богач не реагировал на крики пытающихся его спасти с берега людей: «Давай руку!» И только когда мудрый Насреддин крикнул ему: «На!», протягивая свою руку, тот уцепился за неё и был спасён. Даже угроза собственной жизни оказалась слабее магического неприятия требования «давай!» для человека, всю жизнь привыкшего брать и отбирать.
Популярные статьи:
Доказательство родства человека и животных
В 1859 г. в Лондоне вышла книга английского естествоиспытателя Ч. Дарвина "Происхождение видов путём естественного отбора". Книга сразу стала объектом всеобщего внимания. Её злобно бранили, предавали анафеме с церковных кафедр, ...
Методы статистической обработки
цифрового материала
Для обработки полученных данных использовались формулы вариационной статистики, согласно которой для характеристики вариационных рядов необходимо определить следующие величины:
1. Средняя арифметическая или средняя статистическая величин ...
Структура и функции молекул С-белка, Х-белка и Н-белка
Предположение о присутствии белков немиозиновой природы в структуре толстых, или миозин-содержащих нитей на основании электронно-микроскопических и рентгеновских исследований высказывались давно (Draper & Hodge 1949; Franzini-Armstron ...